Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Неформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниИмя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеАльбер МаркеЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламТрапеза под открытым небом ТосканыБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеПрекрасные флоксыОформление бордюра ирисами и примуламиCадовые скамейкиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Смальта - историческая ретроспектива

Первое получение стекла человеком, вероятнее всего, было случайностью. Песок в зоне расположения очага спекался, образуя стеклоподобную массу, и кто-то из доисторических ещё людей догадался начать экспериментировать с процессом получения этой массы. Самые старые сохранившиеся образцы стекла были изготовлены в эпохи древних цивилизаций, причём уже в Древнем Египте умели производить стеклянныне вещицы, которые, впрочем, являлись предметом роскоши. Основы стекольного производства были заложены в эпоху Римской империи, когда минимальная механизация и организация производственных процессов позволила античным мастерам совершить своего рода техническую революцию своего времени. Однако стекло ещё долго оставалось сравнительно редким материалом.

Расцвет производства цветного стекла, известного как смальта, связан с расцветом Византийской империи. Соединение технологических возможностей стекловарения и потребности в надёжном материале для отделочных и монументальных работ привело к созданию смальты как универсального материала для мозаичных работ. Византийская архитектура, наиболее значимые памятники которой являлись христианскими храмами, стремилась к особой выразительности интерьеров и внутренних росписей. Мозаики из смальты стали своего рода "стандартом" внутреннего убранства храмов. Исследования физико-химических свойств стекольного сырья и эксперименты с различными добавками к базовому сырью позволили получать огромное количество цветов и оттенков смальты, а филигранная техника мозаики возвела мозаичное искусство в ранг вечной монументальной живописи.

Византийские технологии смальтоварения и создания мозаик из смальты проникли и в Киевскую Русь. Наибольшую известность получила Киевская мастерская, созданная для изготовления смальты, идущей на украшение Софии Киевской. По результатам раскопок известно, что палитра киевской смальты насчитывала не менее 150 цветов, а главное произведение мастеров-мозаичистов - знаменитое изображение Оранта Благославляющей - и сегодня впечатляет масштабностью и силой воздействия на зрителей. В Киев технологии смальтоварения привезли, очевидно, византийские мастера, но размах работ позволяет предположить, что и русские подмастерья добились значительных успехов, отчасти и превзойдя своих учителей. Увы, политические и военные потрясения, разорения Киева в результате набегов различных врагов привели к исчезновению мастерской смальты и мозаики. Искусство получения цветного стекла было надолго забыто.

Наиболее яркие и характерные образцы мозаик из смальты периода заката Римской империи сохранились в городе Равенна, который некоторое время являлся столицей распадающейся древней цивилизации. Христианские базилики и соборы Равенны поражают техникой и художественным совершенством мозаик, уровнем мастерства создавших их худохников. Однако закат Римской империи, а затем и крах Византии на несколько столетий приостановили развитие стекольной промышленности и мозаичного искусства.

Рисунок на поверхности блока смальты из двух цветов

Возрождение промыслов изготовления цветного стекла началось в средневековой Венеции, где в среде ремесленников сохранились секреты изготовления цветного стекла и смальты. Возможно, свою лепту в знания волшебников стекла внесли и мастера-беженцы, спасавшиеся от разгрома Византии. Городской совет венецианцев, осознавший ценность и уникальность доставшегося городу секрета, в конце XIII века постановил, что любые стекольные производства могут быть развёрнуты только на острове Мурано, а технологию изготовления стекла запрещено разглашать под угрозой долговременного тюремного заключения. Стекольщикам запретили выезжать с острова, но их семьи получили привилегии, практически уравнявшие их с городскими аристократами. С той поры началась слава муранского стекла. Следует, однако, заметить, что муранское стекло - это не смальта, хотя рецептура приготовления отчасти похожа. Муранское стекло хрупкий и прозрачный материал, в то время как смальта существенно долговечнее и при непрозрачности материала характеризуется эффектом внутреннего свечения, создающегося за счёт яркости цвета и едва заметным нюансам оттенков в пределах даже одной заготовки.

Рисунок на поверхности блока смальты из двух цветов

В России интерес к стекольному делу и производству собственной смальты возник в эпоху Петра Первого. Обучавшиеся в Европе студенты привозили в Россию знания не только по корабельному делу и строительству, но и технологии производства стекла, металла, обработки древесины. Однако истинным прорывом для русской мозаики стали успешные эксперименты Михаила Ломоносова по созданию технологии получения смальты практически с нуля. Венецианцы хранили свои секреты, но Ломоносов сумел открыть их вновь, и даже превзойти, получив прекрасный по своим качествам материал. Первые мозаики Ломоносова открыли моду на этот вид искусства в Российской империи, чему немало способствовала работа мастерской по изготовлению "шмальт", работавшая при Академии Художеств (И продолжающая свою деятельность до сих пор.)

Рисунок на поверхности блока смальты из двух цветов

Феноменальных успехов добилась мастерская Фроловых, мастерами которой были созданы знаменитые мозаики Исаакиевского собора и храма Вознесения Христова (храма на крови) в Петербурге. Уникальная техника подготовки мозаичных элементов из смальты, а также кропотливая точнейшая работа мозаичистов приблизила мозаичные иконы и декоры храмов к тонкой живописи. Сочетания цветов и оттенков смальты создали прекрасную палитру, а русская мозаика по праву стала считаться одной из лучших в мире.

Из семейной мастерской, которой руководили несколько представителей Фроловых, выросла и советская мозаика, в первую очередь ставшая искусством монументальным и масштабным. Классическими стали мозаики в московском метро, фасадные композиции на общественных зданиях и дворцвх культуры, фонтаны с облицовкой из мозаики, мозаичные панно в вестибюлях и залах кинотеатров, вокзалов, аэропортов.

Рисунок на поверхности блока смальты из двух цветов

Мозаичное искусство XXI века - это неограниченная возможность смешения стилей, смелых экспериментов по сочетанию различных материалов, разработка новых художественных идей и направлений, а также продолжение традиций православного искусства. Возрождение православных храмов и момнастырей привело к возникновению и нового поколения мастеров мозаичной иконописи. Развитии архитектуры частного загородного строительства способствовало появлению новых принципов декора фасадов и интерьеров, в которых мозаика занимает важное место. Архитектурные тенденции в создании общественных зданий и центров отчасти подхватили существовавшие традиции декора мозаиками, отчасти создали революционные тренды, привнёсшие в искусство мозаики новые художественные идеи и концепции.
И в двадцать первом веке смальта является востребованным материалом - ярким, насыщенным, прекрасным и практически вечным.

Татьяна Устинова

Благодарим портал Smalta.ru за предоставленные изображения поверхностей смальтовых заготовок



 →  Главная  →  История искусств  →  Смальта - историческая ретроспектива
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2020. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта