Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Неформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниИмя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеАльбер МаркеЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламТрапеза под открытым небом ТосканыБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеПрекрасные флоксыОформление бордюра ирисами и примуламиCадовые скамейкиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Русская графика в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Черты реализма, свойственные портрету XVIII века, отличали и русскую гравюру, которая в эпоху Петра стала одним из наиболее популярных видов искусства. Имея вначале познавательный, отчасти прикладной характер, гравюра вскоре дает высокохудожественные произведения.

Известными мастерами «грыдорования» XVIII века были братья Алексей и Иван Зубовы — сыновья иконописца Федора Евтихиева Зубова. Славу Алексею Зубову принесли его изображения Петербурга и петровских морских баталий. Одной из интересных работ художника является также «Брак Петра I», где мастер с документальной достоверностью постарался запечатлеть происходящее. В поле зрения художника весь парадный зал, где происходит торжество: огромные зеркала, висящие на стенах, большие окна, сверкающие люстры, необычные туалеты гостей — то новое, что появляется в эпоху Петра. И вместе с тем изображенное не кажется лишь скрупулезной фиксацией, так как сохраняется простота и непосредственность видения, свойственные народному искусству.

А.Ф.Зубов. Брак Петра I

А.Ф.Зубов. Брак Петра I

Гравюры Ивана Зубова «Сергий Радонежский» и «Сергий и Никон» более традиционны и по теме, и по манере исполнения. Очевидно, это было обусловлено требованиями церкви — главного заказчика гравюр подобного рода.

Творчество талантливого русского гравера Гавриила Ивановича Скородумова (1755 — 1792) получило в свое время общеевропейское признание. Основоположник целой школы русских граверов-пунктиристов, Скородумов был великолепным мастером портрета, гравировал картины известных художников, писал акварели. В технике пунктирной манеры, которой Скородумов владел в совершенстве, выполнен портрет Константина Павловича, где мастер, благодаря пунктиру, добивается тончайшей градации светотеневых соотношений и передает нежную припухлость детского лица, пушистые волосы, мягкое кружево жабо, а хрупкая фигурка Константина Павловича кажется окутанной воздухом.

Г.И.Скородумов. Смерть Потёмкина

Г.И.Скородумов. Смерть Потёмкина

Гравюра «Смерть Потемкина» выполнена Скородумовым по рисунку художника М. Иванова, находившегося при штабе Потемкина в качестве официального хроникера событий. Четко обрисовав человеческие фигуры первого плана, художник большое внимание уделяет природе, выступая перед нами тонким пейзажистом. Весь второй план как бы тает в легкой, воздушной дымке, скрадывающей очертания горы и растворяющей силуэты деревьев. Зритель чувствует все очарование южной природы.

Интересна гравюра художника Вальперги с портретом митрополита Платона. Композиция ее не совсем обычна для русских гравюр XVIII века. Небольшой овальный портрет митрополита поддерживают амуры и аллегорические женские фигуры, заимствованные художником с гравированного портрета королевы Елизаветы работы Бернигерота.

Платон выступает здесь в роли покровителя искусств. Но портрет духовного лица выглядит в подобном окружении довольно странно. Однако именно это несоответствие как нельзя лучше характеризует одного из самых значительных представителей троицкого высшего духовенства того времени.

Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не чужды современный светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и церковных обрядах, но всегда оставался при этом верным идеологом самодержавия и ревностным защитником церкви. Например, о предполагавшихся в России изданиях французских энциклопедистов митрополит писал следующее: «сии-то гнусные и юродивые порождения т. н. энциклопедистов следует исторгать как пагубные плевела, возрастающие между добрыми семенами». А светские новшества митрополита нередко не шли дальше барственных затей. В Спасо-Преображенском соборе в «Вифании», вопреки церковным канонам, вместо иконостаса он устроил некое подобие евангельской горы Фавор, а выезд митрополита на богослужение по своей импозантности мог соперничать с выездом удельного князя.

Уникальный ансамбль произведений русского искусства, сосредоточенный в лавре, имел и имеет непреходящее значение для творчества многих советских художников. В музее представлены работы В. Фаворского, К. Юона, В. Соколова, испытавгпих значительное влияние народного гения.

В.А.Фаворский. Октябрь 1917

В.А.Фаворский. Октябрь 1917

Творчество выдающегося советского графика Владимира Андреевича Фаворского (1886 — 1964) началось в предреволюционное время. Художник был очевидцем революционных событий. Им посвящен лист «Октябрь 1917 г.». В. Фаворский — один из непревзойденных советских иллюстраторов книги. Добиваясь выражения глубокого смысла, заложенного в произведениях классической русской литературы, художник находит свой образный язык для выражения идеи, стиля и характера произведений. Замечательные по линейной четкости и тональности, филигранной отточенности форм ксилографии Фаворского превращают иллюстрируемую книгу в единый художественный организм.

К.Ф.Юон. Троице-Сергиева лавра

К.Ф.Юон. Троице-Сергиева лавра

Образы древних русских городов и их замечательные архитектурные ансамбли — одна из главных тем в разнообразном творческом наследии Константина Федоровича Юона (1875 — 1958) . Тонко чувствующий неповторимый национальный колорит, Юон явился создателем произведений, проникнутых любовью к творческому гению русского народа, его богатой культуре и истории. Красочной, яркой, нарядной предстоит в его изображении Троице-Сергиева лавра. Величественный Успенский собор выглядит по-весеннему праздничным и торжественным. Литографии, посвященные Сергиеву посаду, доносят до нас не только архитектурный облик лавры, но и жизнь города, проходящую у ее древних стен.

Имя Владимира Ивановича Соколова (1872 — 1946) пользуется заслуженной известностью. Автор тонких пейзажей, жанровых произведений, замечательно владеющий различной графической и живописной техникой, художник был и мастером прикладного искусства. В. Соколов одним из первых советских художников создал образ Ленина. Теме революции посвящены его работы «В революционное время» и «Митинг в с. Терпигорьевском».

В.И.Соколов. Сергиев Посад

В.И.Соколов. Сергиев Посад

В. Соколов жил и работал в Сергиевом Посаде. Виды лавры и живописные уголки Сергиева посада — наиболее часто встречающийся мотив в его произведениях. Поэтический, исполненный глубокого лиризма образ лавры и старинного русского города, воспетый художником, помогает нам глубже понять и полюбить богатое наследие народа.


Л.Э.Калмыкова




 →  Главная  →  Культурные традиции  →  Русское изобразительное искусство  →  Русская графика в Сергиево-Посадском музее
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2020. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта